Товарный знак, или знак обслуживания, предназначен для того, чтобы отличать товары и услуги одних организаций от однородных товаров и услуг других организаций. Каждый товарный знак — это не только отличительная особенность, это еще и произведение искусства, это знак качества товаров и услуг, это лицо фирмы, это главный элемент в рекламе.
От внешнего вида, исполнения товарного знака зависят его привлекательность, эстетичность, рекламоспособность и психологическое воздействие на потенциальных клиентов и покупателей. При разработке товарного знака часто допускается одна и та же ошибка — создается картинка, графический или художественный символ, а в целом товарный знак не соответствует признакам рекламоспособности и не имеет психологического воздействия. Многие товарные знаки разработаны в кратчайшие сроки, “на бегу”. Такие знаки также не отвечают признакам рекламоспособности и очень сильно проигрывают на фоне более интересных и привлекательных товарных знаков. Сегодня товарные знаки приобретают вес и участвуют в конкурентной борьбе. Плохой товарный знак в сочетании с плохим товаром всегда проиграет, хорошим товарный знак с плохим товаром или услугой продержится дольше, а выиграет в этой конкурентной борьбе только отличный товарный знак в сочетании с высококачественными товарами и услугами.
В последние годы значительно возросло количество регистрируемых товарных знаков, все больше в России регистрируются и иностранные знаки.
Огромный поток новых товарных знаков увеличивает вероятность того, что ваш вновь разработанный товарный знак может оказаться похожим на уже существующий, ранее зарегистрированный. Поэтому перед подачей заявки на регистрацию товарного знака лучше убедиться, что нет зарегистрированного аналогичного. В противном случае все затраты, связанные с подачей заявки, окажутся напрасными.
Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” устанавливает отношения, которые возникают при регистрации, использовании и правовой защите товарных знаков. В настоящее время регулируется 4 частью Гражданского Кодекса РФ, нормативно-правовыми актами Роспатента.
Согласно этому закону, знаки могут быть зарегистрированы на имя юридического или физического лица, занимающегося предпринимательством. Акт регистрации оформляется свидетельством, сохраняющим за владельцем товарного знака исключительное Право на его использование. Срок действия регистрации — десять лет, в течение последнего года он может быть продлен на тот же срок и так далее.
В качестве товарного знака можно зарегистрировать различные изображения животных, растений, предметов. Словесные товарные знаки встречаются в виде слова или сочетания букв (искусственные слова, всевозможные аббревиатуры). Бывают и объемные (в трех измерениях) знаки, и комбинированные, соединяющие изображение и слово. К товарным знакам относятся этикетки табачных изделий, конфет, печенья, безалкогольных и алкогольных напитков, все этикетки имеют вид комбинированного товарного знака.
Товарный знак обязательно должен быть связан с товарами и услугами. Международная классификация товаров и услуг насчитывает 45 классов. В заявке перечисляются те из них, которые соответствуют вашему профилю деятельности.
Экспертиза заявки на товарный знак проходит в два этапа. В месячный срок с даты поступления заявки проверяются все документы — это формальная экспертиза. Второй этап по-серьезнее, здесь осуществляется проверка заявленного обозначения на сходство, тождество и соответствие требованиям закона. После завершения экспертизы принимается решение о регистрации, владельцу товарного знака выдают свидетельство и публикуют основные сведения и обозначения товарного знака в специальном бюллетене “Товарные знаки”.
Товарный знак можно передать для пользования другим юридическим. Это осуществляется по лицензионному договору, а факт передачи регистрируется в Роспатенте. Зарегистрированный товарный знак по желанию владельца может содержать предупредительную маркировку в виде буквы R в окружности.
Использование незарегистрированного товарного знака может доставить массу неприятностей, нарушитель должен будет возместить причиненный ущерб. Если же товарный знак незаконно используется с целью сбыта товаров, то это влечет за собой гражданскую и уголовную ответственность. Владелец знака в случае нарушения его прав может через суд взыскать причиненные убытки, потребовать публикации судебного решения, чтобы восстановить репутацию фирмы, и удаления своего знака с чужой продукции (это влечет за собой уничтожение готового товара).
Регистрация товарного знака позволит предотвратить незаконное использование чужого знака и повысить ответственность предприятия за качество выпускаемых товаров и услуг. Предприятия и организации, не имеющие своего товарного знака, видимо, не заботятся о престиже своей фирмы, имидже, лице. Такие предприятия, как правило, не гарантируют высокое качество, что подтверждает и мировой опыт.
Хотелось бы, чтобы товарный знак работал в полную силу, был привлекательным, эстетичным, рекламоспособным и имел психологическое воздействие на потребителя. Ведь товарный знак — это лицо вашей фирмы.