У всех, наверное, на слуху— «Хопер-инвест», «Дока-хлеб»… А ведь товарные знаки всего лишь обозначения, позволяющие отличать однородные товары и услуги разных организаций. Но смысл в них заложен огромный. Недаром, если раньше за год, у нас регистрировалось их около двух тысяч, то нынче раз в пять больше. Ведь в период рыночных отношений, конкуренций обычный товарный знак выполняет важную функцию «маяка», позволяющую определить солидного партнера, высококачественные товары и услуги. И чем выше маяк, ярче и надежнее его свет, тем больше клиентов он к себе привлекает. Он — главный элемент в рекламе, лицо предприятия, его визитная карточка.
До введения в действие 4 части Гражданского Кодекса РФ применялся Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», устанавливающий отношения, которые возникают при регистрации, использовании и правовой защите товарных знаков. Согласно этому закону, они могут быть зарегистрированы на имя юридического, или физического лица, занимающегося предпринимательством (индивидуального предпринимателя).
Акт регистрации оформляется свидетельством, сохраняющим за владельцем товарного знака исключительное право на его использование. Срок действия регистрации – десять лет, в течение последнего года он может быть продлен.
Товарные, знаки очень разные. Одни представляют собой изображения животных, птиц, людей, предметов. Другие — слова или просто сочетания букв. Кстати, такие знаки лучше запоминаются, хотя часто это искусственные конструкции, всевозможные аббревиатуры («Арнис», «AVVa» и т.п.). Бывают и объемные (в трех измерениях) знаки, и комбинированные (словесно-изобразительная композиция, обычно — этикетки для табачных и винно-водочных изделий).
При разработке товарного знака часто допускается одна и та же ошибка создается картинка, графический или художественный символ. Но этого ведь мало. Необходимо, чтобы товарный знак был — рекламоспособным и имел психологическое воздействие на потенциального потребителя. Прежде всего, яркий, запоминающийся, защищенный от различных аналогий и ассоциаций. Потенциальный покупатель должен сразу отличить его от других и воспринять, как призыв к действию (покупке товара). Такой продукт творческого труда обязательно станет «маяком» в рыночном море.
Для регистрации товарного знака нужна заявка, включающая следующие документы: заявление о регистрации; документ, подтверждающий уплату пошлин; устав коллективного знака (коллективный знак — это товарный знак союза, ассоциации или объединения предприятий, предназначенный для обозначения их общего товара).
Заявка подается юридическим или физическим лицом во Всероссийский научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы — ВНИИГПЭ (121858, г.Москва, Бережковская набережная, д. 30, корп. 1), в настоящее время — Роспатент.
Экспертиза заявки на товарный знак проходит в два этапа. В двухмесячный срок с даты поступления заявки в Роспатент проверяются все документы, затем заявитель получает – решение о принятии заявки к рассмотрению. Второй этап посерьезнее, он длится около 10 месяцев. Проводится проверка заявленного обозначения — на сходство, тождество и соответствие требованиям закона. После завершения экспертизы принимается решение о регистрации.
В связи с увеличением количества зарегистрированных товарных знаков возрастает вероятность того, что ваш вновь разработанный знак может оказаться похожим на уже существующий и принадлежащим какой-то другой организации в другом городе. Поэтому перед подачей заявки лучше убедиться, что нет зарегистрированных знаков, аналогичных вашему. Иначе все затраты окажутся напрасными.
Товарный знак обязательно должен быть связан с товаром или услугами согласно международной классификации, которая насчитывает 45 класса. В заявке должны быть перечислены те из них, что соответствуют вашему профилю деятельности.
Товарный знак используется на товарах, их упаковке, в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, визитках, на выставках. Но, увы, к сожалению, очень редко — по первому взгляду можно определить, какой товар продается или какая услуга оказывается.
Фирма должна иметь весомую репутацию, чтобы все знали ее знак, допустим, как в Архангельске, где люди уже наслышаны: АрхПатент — это регистрация интеллектуальной собственности.
Зарегистрированный товарный знак по желанию владельца иногда имеет предупредительную маркировку в виде буквы R в окружности.
Передача прав на товарный знак
Товарный знак может быть передан его владельцем для использования другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Уступка знака осуществляется по лицензионному договору. Недавно появилось новое иностранное слово «франчайзинг». Оно означает использование товарного знака всемирно известной фирмы другой организацией,— Товарные знаки знаменитых фирм, -таких как «Кока-кола», «Сони», «Макдональдс», оцениваются в десятки миллиардов долларов. Эти знаки являются мировыми «маяками», за каждым из них стоит доброе имя фирмы, многие годы труда, усилий, средств, борьбы с конкурентами, но, пожалуй, самое главное — это высокое качество товара.
В России появилась недавно первая франчайзинговая компания — та самая «Дока-пицца», и уже этой фирмой развернута целая сеть пиццерий, объединенных одним знаком — «Дока-пицца». Если стать членом франчайзинговой компании, то не нужно тратить деньги на разработку товарного знака, изучение рынка, обучение специалистов. Все эти расходы берет на себя фирма, а ее товарный знак служит гарантией высокого качества товара.
Регистрация товарного знака — это повышение ответственности предприятий за качество выпускаемых товаров или оказываемых услуг. Организации, не имеющие своего товарного знака, видимо, не гарантируют высокое качество, и это подтверждает мировой опыт.
Возможно и незаконное использование знака с целью сбыта товаров. Это влечет за собой гражданскую и уголовную ответственность. Владелец знака в случае нарушения его прав может через суд взыскать причиненные убытки, потребовать публикации судебного решения, чтобы восстановить репутацию фирмы, и удаления своего знака с чужой продукции (иногда это влечет за собой уничтожение готового товара).
Если у вас появились вопросы, обращайтесь к нам в патентное бюро «АрхПатент»
Мы также готовы оказать вам услуги по поиску яркого названия для вашего предприятия и в разработке товарного знака, проверке его на тождество, сходство, и рекламоспособность. Поможем оформить заявку на регистрацию, возьмем на себя составление лицензионного договора и ведение делопроизводства до получения свидетельства.
Мы хотим, чтобы в нашем городе, области и стране товарный знак работал в полную силу, был изящным, эстетичным, рекламоспособным и привлекательным. Ведь это лицо вашей фирмы и вы можете его сделать еще более прекрасным.
Обращайтесь в патентное бюро «АрхПатент» по адресу:
г.Архангельск, наб.Северной Двины, д.68, офис 302,
Тел. 8(909) 553-02-08
Сергей БУРОВ,
руководитель патентного бюро «АрхПатент»