Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Сб-Вс с 10:00 до 15:00

Нажимая кнопку «Заказать консультацию», Вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Пожалуйста, оставьте свои контакты

Мы оперативно свяжемся с Вами для обсуждения интересующего Вас вопроса

Нажимая кнопку «Заказать консультацию», Вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Регистрация товарного знака

Архпатент
15.01.2019
Регистрация товарного знака

У всех, наверное, на слуху— «Хопер-инвест», «Дока-хлеб»… А ведь товарные знаки всего лишь обозначения, позволяющие отличать однородные товары и услуги разных организаций. Но смысл в них заложен огромный. Недаром, если раньше за год, у нас регистрировалось их около двух тысяч, то нынче раз в пять больше. Ведь в период рыночных отношений, конкуренций обычный товарный знак выполняет важную функцию «маяка», позволяющую определить солидного партнера, высококачественные то­вары и услуги. И чем выше маяк, ярче и надежнее его свет, тем больше клиентов он к себе привлекает. Он — главный элемент в рекламе, лицо предприятия, его визитная карточка.

До введения в действие 4 части Гражданского Кодекса РФ применялся Закон РФ «О товарных зна­ках,  знаках обслуживания и на­именованиях мест происхожде­ния товаров», устанавливающий от­ношения, которые возникают при регистрации, использовании и правовой защите товарных знаков. Согласно этому закону, они могут быть зарегистриро­ваны на имя юридического, или физического лица, занимающе­гося предпринимательством (индивидуального предпринимателя).

Акт регистрации оформляет­ся свидетельством, сохраняю­щим за владельцем товарного знака исключительное право на его использование. Срок действия регистрации – десять лет, в течение последнего года он может быть продлен.

Товарные, знаки очень раз­ные. Одни представляют собой изображения животных, птиц, людей, предметов. Другие — слова или просто сочетания букв. Кстати, такие знаки лучше запоминаются, хотя часто это искусственные конструкции, всевозможные аббревиату­ры («Арнис», «AVVa» и т.п.).  Бывают и объемные (в трех измерениях) знаки, и комбини­рованные (словесно-изобразительная композиция, обычно — этикетки для табачных и винно-водочных изделий).

При разработке товарного знака часто допускается одна и та же ошибка создается картинка, графический или художественный символ. Но этого ведь мало. Необходимо, что­бы товарный знак был — рекламоспособным и имел психоло­гическое воздействие на потенциального потребителя. Преж­де всего, яркий, запоминающийся, защищенный от различных аналогий и ассоциаций. Потенциальный покупатель должен сразу отличить его  от других и воспринять, как при­зыв к действию (покупке товара). Такой продукт творческого труда обязательно станет «маяком» в рыночном море.

Для регистрации товарного знака нужна заявка, включаю­щая следующие документы: заявление о регистрации; документ, подтверждающий уплату пошлин; устав коллективного зна­ка (коллективный знак — это товарный знак союза, ассоциа­ции или объединения предприятий, предназначенный для обозначения их общего товара).

Заявка подается юридиче­ским или физическим лицом во Всероссийский научно-исследовательский институт госу­дарственной патентной экспер­тизы — ВНИИГПЭ (121858, г.Москва, Бережковская набе­режная, д. 30, корп. 1), в настоящее время — Роспатент.

Экспертиза заявки на товар­ный знак проходит в два этапа. В двухмесячный срок с даты поступления заявки в Роспатент про­веряются все документы, затем заявитель получает – решение о принятии заявки к рассмотрению. Второй этап посерьезнее, он длится около 10 месяцев. Про­водится проверка заявленного обозначения — на сходство, тождество и соответствие тре­бованиям закона. После завер­шения экспертизы принимается решение о регистрации.

В связи с увеличением ко­личества зарегистрированных товарных знаков возрастает ве­роятность того, что ваш вновь разработанный знак может ока­заться похожим на уже сущест­вующий и принадлежащим ка­кой-то другой организации в другом городе. Поэтому перед подачей заявки лучше убедиться, что нет зарегистрирован­ных знаков, аналогичных ваше­му. Иначе все затраты окажут­ся напрасными.

Товарный знак обязательно должен быть связан с товаром или услугами согласно международной классификации, которая насчитывает 45 класса. В заявке должны быть перечислены те из них, что соответст­вуют вашему профилю деятель­ности.

Товарный знак используется на товарах, их упаковке, в ре­кламе, печатных изданиях, на официальных бланках, визит­ках, на выставках. Но, увы, к сожалению, очень редко — по первому взгляду можно опре­делить, какой товар продается или какая услуга оказывается.

Фирма должна иметь весомую репутацию, чтобы все знали ее знак, допустим, как в Архан­гельске, где люди уже наслы­шаны: АрхПатент — это регистрация интеллектуальной собственности.

Зарегистрированный товарный знак по желанию владельца иногда имеет предупреди­тельную маркировку в виде буквы R в окружности.

 

Передача прав на товарный знак

Товарный знак может быть передан его владельцем для использования другими юридическими лица­ми и индивидуальными предпринимателями. Уступка знака осуществля­ется по лицензионному договору. Недавно появилось новое иностранное слово «франчай­зинг». Оно означает использо­вание товарного знака всемир­но известной фирмы другой организацией,— Товарные знаки знаменитых фирм, -таких как «Кока-кола», «Сони», «Макдо­нальдс», оцениваются в десят­ки миллиардов долларов. Эти знаки являются мировыми «маяками», за каждым из них стоит доброе имя фирмы, мно­гие годы труда, усилий, средств, борьбы с конкурентами, но, по­жалуй, самое главное — это высокое качество товара.

В России появилась недав­но первая франчайзинговая компания — та самая  «Дока-пицца», и уже этой фирмой развернута целая сеть пицце­рий, объединенных одним зна­ком — «Дока-пицца». Если стать членом франчайзинговой компании, то не нужно тратить деньги на разработку товарно­го знака, изучение рынка, обу­чение специалистов. Все эти расходы берет на себя фирма, а ее товарный знак служит га­рантией высокого качества то­вара.

Регистрация товарного зна­ка — это повышение ответст­венности предприятий за каче­ство выпускаемых товаров или оказываемых услуг. Организа­ции, не имеющие своего товар­ного знака, видимо, не гаран­тируют высокое качество, и это подтверждает мировой опыт.

Возможно и незаконное ис­пользование знака с целью сбыта товаров. Это влечет за собой гражданскую и уголов­ную ответственность. Владелец знака в случае нарушения его прав может через суд взыскать причиненные убытки, потребо­вать публикации судебного ре­шения, чтобы восстановить ре­путацию фирмы, и удаления своего знака с чужой продук­ции (иногда это влечет за со­бой уничтожение готового това­ра).

Если у вас появились вопро­сы, обращайтесь к нам в патентное бюро «АрхПатент»

Мы также готовы ока­зать вам услуги по поиску яр­кого названия для вашего пред­приятия и в разработке товар­ного знака, проверке его на тождество, сходство, и рекламоспособность. Поможем офор­мить заявку на регистрацию, возьмем на себя составление лицензионного договора и ве­дение делопроизводства до по­лучения свидетельства.

Мы хотим, чтобы в нашем городе, области и стране товарный знак работал в полную силу, был изящным, эстетичным, рекламоспособным и привлекатель­ным. Ведь это лицо вашей фирмы и вы можете его сде­лать еще более прекрасным.

 

Обращайтесь в патентное бюро «АрхПатент» по адресу:
г.Архангельск, наб.Северной Двины, д.68, офис 302,
Тел. 8(909) 553-02-08

 

Сергей БУРОВ,
руководитель патентного бюро «АрхПатент»