Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Сб-Вс с 10:00 до 15:00

Нажимая кнопку «Заказать консультацию», Вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Пожалуйста, оставьте свои контакты

Мы оперативно свяжемся с Вами для обсуждения интересующего Вас вопроса

Нажимая кнопку «Заказать консультацию», Вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

ГОМО-ФАБЕР, или Ударим аукционом по идеям!

Архпатент
13.11.2018
ГОМО-ФАБЕР, или Ударим аукционом по идеям!

Публикуем интервью с основателем нашего бюро, Сергея Вячеславовича Бурова, опубликованную в газете «Волна».

— Бывает так: человек думает, думает над ка­кой-нибудь проблемой и вдруг — ни в какую, как в стенку упрется. И все — сгорел человек, решает про себя, что он — без­дарь, не способен ни на что и так далее. А я мо­гу научить его, как про­бить эту стенку, перепрыгнуть через барьер, приобрести уверенность и добиться результата.— В голосе Сергея Вячесла­вовича Бурова сквозит искреннее сожаление о судьбах людей, не сумевших реализовать свои творческие возможности. И—смятение, потому что он им сейчас при всем желании не может по­мочь. Хотя очень хочет.

Кто он таков? Доцент кафедры меха­низации лесоразработок АЛТИ. На его счету более двух десятков авторских Изобретений. Институт окончил пятна­дцать лет назад с красным дипломом, а этим летом на аукционе идей получил (вот постоянство!) красный диплом при­зера от «Гандвикбанка». С ним он и при­шел ко мне. И сразу «взял быка за ро­га»:

— Вы, я вижу, часто о творчестве пи­шете, а хоть знаете, что это такое?

— Ну, как человек творческий…

— С этим можно и поспорить, — тут же «срезал» меня Буров.

Я несколько спешила, впрочем, не возражала, а стала его слушать и пра­вильно поступила, потому что вскоре по­няла: с этим человеком спорить беспо­лезно. Да и зачем? Надо просто сделать­ся его единомышленником.

Сергей Вячеславович принадлежит к очень редкой и интересной породе лю­дей, получивших в народе прозвище чудаков. Им не сидится на отведенном об­ществом месте, не терпится что-то изме­нить, усовершенствовать в окружающем мире, который, собственно, на них и дер­жится. Но так уж повелось, что призна­ния им за это —никакого, скорее — все новые и новые шишки. Ну не любят у нас тех, кто высовывается, всяк старает­ся чудаков обратно затолкать, в рамки вставить. И даже удивляться приходит­ся, как это они не только выживают, но еще и плодятся. И прогресс, несмотря ни на что, движется…

Сам Буров признает слово «творить» от — искать, изобретать и создавать нечто новое. И видит на примере даже, сво­его института: человек забыл в сущнос­ти, что он—венец природы, и потому ценит себя очень низко. Отсюда, и се­рость, неумение ни учиться, ни рабо­тать.

— Все начинается с детства. Малыш Ньютон мастерил чудесные механичес­кие модели ветряных мельниц, а малыш Ломоносов, подозреваю, никогда бы не стал гением, если бы его первый учи­тель не задел в нем творческие струны.

Буров пропагандирует «синее движе­ние». Зародилось оно совсем недавно в Москве, но (странная и горькая законо­мерность) нашло больше поклонников за рубежом, чем в своей стране. Девиз «си­него движения» — «Человек — творец», т. е. гомо-фабер. Суть — в раскрытии творческих способностей человека и реа­лизации его потенциала. Для этого суще­ствует специальная методика, насчиты­вающая свыше ста способов повышения творческой активности. Буров их знает и понимает, что бы дало распространение «синего движения». Да, это то самое пре­словутое «новое мышление», но ведь мы никогда не станем другими — богатыми и счастливыми, если не изменим свои привькший к стандартам и стереотипам мозг. Мы не используем и десятой доли того, что в нас заложено, да и не умеем. И как важно (именно сейчас!) обучать этому везде: в школах, в училищах, в ин­ститутах…

Но сколько ни ходил Сергей Вячесла­вович к своему начальству — увы! Он хотел создать новую кафедру — «Осно­вы инженерного творчества», его хвали­ли, говорили, что дело полезное, под­нимется престиж профессии, но как ты думаешь штат, часы набрать и т. д.

Воспрянул, когда узнал, что горсовет одобрил создание фонда для научных раз­работок, но на деле вышло, что этот фонд стал заниматься… распространени­ем и продажей информации, которая по­ступает сюда из-за рубежа и по другим каналам. «Ха-ха!», — сказал себе Бу­ров, представив, сколько интересной и нужной информации скопилось только у него (одного местного изобретателя) под сукном.

Куда теперь идти? В ВОИР? Нет, дан­ная организация только посредник, сам сидящий на бюджете. Пообивал он поро­ги у «Сталкера», но, обойдя всех замес­тителей, вдохновить их «синим движени­ем» не смог и к Владимиру Ляпину не попал.

Конечно, проще было смириться, тем более, что кроме «синего движения» есть еще куча других идей. Впрочем, в нашей стране изобретатель никогда не был бо­гатым и уважаемым человеком.

Говорят, где-то на столе у президента ждет подписи указ о льготном налого­обложении предприятий, внедряющих новое. Взмахнет Президент пером—и тог­да уже не изобретатель, побежит по инстанциям, а за ним гоняться будут… Но покуда придет сие светлое времечко, не­мало загрязненных вод утечет из Двины.

Кроме того, не будем забывать, что Сергей Вячеславович — преподаватель, и развитие творческих способностей моло­дежи для него сегодня самое важное. Поэтому он объявил в АЛТИ об откры­тии факультатива. Пришло двое студентов, остался один и… защитил диплом изобретением лесозаготовительной ма­шины, идея которой родилась с подсказ­ки педагога. А в педуниверейтете на ин­дустриально-педагогическом факультете после его, буровских, лекций по теме «Творчество» от студентов посыпалось столько интересных предложений, что хоть патентное бюро открывай. Фантази­ровали, в основном, девчонки, они как-то лучше и быстрее ребят открылись. И вот передо мной наглядный результат— пап­ки с творческими работами четверокурс­ников. Оригинальный тазик для купания малыша с выдавленной на стенке игруш­кой, цветным дном, встроенным термо­метром и специальным наклоном для стиральной доски на случай, если при­дется устроить детские постирушки. Хит­рая дверь с различными сигнальными устройствами, шкафам и прочим — ни один грабитель не войдет, не то что хозяин. Бутылочка для кормления ребенка в виде игрушки с автономным подогре­вом. Складная ванная, термос — как ма­ленький завод… На папках рукою пре­подавателя выведена высшая оценка — «человек-творец».

Жить надеждой свойственно каж­дому. Только слишком горько, когда твои надежды, сулившие вот-вот превратить­ся в реальность, оказываются пустыми. Сергею Вячеславовичу и такое пришлось пережить. Помните, с чем он пришел в редакцию? Да-да, с красивым дипломом красного цвета, полученным на аукционе идей.

— Собственно говоря, нас обманули. Знаете, как я обрадовался, когда прочел: «Гандвикбанк» умеет ценить интеллект. Мы воплотим ваши грезы о спонсоре!». Но идеи, которые были посланы на аук­цион его участниками, так и остались не­реализованными. Лишь несколько идей были отмечены, в том числе и две мои по 10 тысяч рублей, остальные сгинули, хотя бы опубликовали их где-нибудь, что ли, в сборнике… Странно все как-то и обидно.

Конечно, можно сослаться, что те 500 идей, присланных на аукцион, были не настолько хороши, чтобы взяться за их немедленную реализацию, спонсоризацию и т. п., но и обида Бурова понятна. Ведь изобретатели — люди, основатель­но придавленные системой, им никто ни­когда нигде ничего не обещал, а тут — радужные перспективы… Никоим образом не хочу, в свою очередь, обидеть уважа­емый Банк, просто хочу предостеречь от возможных в дальнейшем подобных на­кладок: не слишком щедро рассыпайте посулы, ничего нет хуже досады от лоп­нувшей надежды.

Хотя Буров от своей «голубой» (точ­нее уж—«синей») мечты отказываться не спешит, он надеется, что центр, соче­тающий в себе бизнес и творчество, в Архангельске рано или поздно будет. Но лучше, если пораньше…

— Разве такой центр не нужен тем же городским предприятиям? Вон фабрика деревянной игрушки—кто ее продукцию покупает? Многие из боязни банкротст­ва ищут, что бы такое выпускать, что бу­дет пользоваться несомненным спросом. А в центре мы решили бы эту проблему.

Разве тем же брокерам не важно бы­стро и верно выбрать то или иное, чтобы заключить сделку себе не в убыток? Но это же основа творчества — как правильно принять решение. Мы бы обучили их этому. Оформление патентов, авторских свидетельств, товарных знаков, продажа чертежей, разработка и создание опытных партий новинок (правда, тут уже требу­ются экспериментальные участки, а это — деньги). Но они же оправдаются! Кстати, такие центры уже есть в Мурман­ске, Петрозаводске.

А экологические проблемы? Собрать группу специалистов разного профиля, провести «мозговую атаку» — глядишь, и дело бы пошло… А использование ин­теллекта инвалидов? Их на работу нику­да не берут, но творческие задачи, если голова в порядке, они в центре еще как выполняли бы и зарабатывали при этом.

А дети? Почему я уповаю на Помор­ский педагогический университет? Ведь если обучить сотню будущих учителей хотя бы десяти методам творчества, они, разъехавшись по области, привлекут к этому тысячу своих учеников! Начинать учить, конечно же, надо с малолетства. Если педагог заронит вовремя в своих воспитанниках творческое зерно, Ломо­носовыми Россия будет обеспечена.

А курсы, консультации:  допустим, кому-то работа не по душе, неурядицы в доме, а ему…

Сергей Вячеславович Буров, по-моему, увлекся. Что сделаешь, такой уж он че­ловек, сам говорит, что голова его заня­та новыми идеями все 24 часа в сутки, и глаза, убедилась, всегда горят в поис­ках нового познания. Но сколько рядом пустых глаз и ничем не занятых голов? По Бурову, они просто не знают того, на что способны. Необходим только человек рядом, который зажжет в них неугаси­мый огонек творчества. Человек-творец.

Я полагаю, таков и есть сам Буров, и, верно, от его искрящихся глаз зажжется в душах предполагаемых спонсоров не­шуточный огонь. Если они, конечно, по­раскинув своими облагороженными твор­чеством умами, поймут, что это выгодно не только, в первую очередь, им, но и всему обществу. Которое, ох, как нужда­ется в переменах к лучшему. А какое оно будет, светлое, будущее, без человека-творца?

Газета «Волна» 2005г.
Людмила Ашиток