Публикуем интервью с основателем нашего бюро, Сергея Вячеславовича Бурова, опубликованную в газете «Волна».
— Бывает так: человек думает, думает над какой-нибудь проблемой и вдруг — ни в какую, как в стенку упрется. И все — сгорел человек, решает про себя, что он — бездарь, не способен ни на что и так далее. А я могу научить его, как пробить эту стенку, перепрыгнуть через барьер, приобрести уверенность и добиться результата.— В голосе Сергея Вячеславовича Бурова сквозит искреннее сожаление о судьбах людей, не сумевших реализовать свои творческие возможности. И—смятение, потому что он им сейчас при всем желании не может помочь. Хотя очень хочет.
Кто он таков? Доцент кафедры механизации лесоразработок АЛТИ. На его счету более двух десятков авторских Изобретений. Институт окончил пятнадцать лет назад с красным дипломом, а этим летом на аукционе идей получил (вот постоянство!) красный диплом призера от «Гандвикбанка». С ним он и пришел ко мне. И сразу «взял быка за рога»:
— Вы, я вижу, часто о творчестве пишете, а хоть знаете, что это такое?
— Ну, как человек творческий…
— С этим можно и поспорить, — тут же «срезал» меня Буров.
Я несколько спешила, впрочем, не возражала, а стала его слушать и правильно поступила, потому что вскоре поняла: с этим человеком спорить бесполезно. Да и зачем? Надо просто сделаться его единомышленником.
Сергей Вячеславович принадлежит к очень редкой и интересной породе людей, получивших в народе прозвище чудаков. Им не сидится на отведенном обществом месте, не терпится что-то изменить, усовершенствовать в окружающем мире, который, собственно, на них и держится. Но так уж повелось, что признания им за это —никакого, скорее — все новые и новые шишки. Ну не любят у нас тех, кто высовывается, всяк старается чудаков обратно затолкать, в рамки вставить. И даже удивляться приходится, как это они не только выживают, но еще и плодятся. И прогресс, несмотря ни на что, движется…
Сам Буров признает слово «творить» от — искать, изобретать и создавать нечто новое. И видит на примере даже, своего института: человек забыл в сущности, что он—венец природы, и потому ценит себя очень низко. Отсюда, и серость, неумение ни учиться, ни работать.
— Все начинается с детства. Малыш Ньютон мастерил чудесные механические модели ветряных мельниц, а малыш Ломоносов, подозреваю, никогда бы не стал гением, если бы его первый учитель не задел в нем творческие струны.
Буров пропагандирует «синее движение». Зародилось оно совсем недавно в Москве, но (странная и горькая закономерность) нашло больше поклонников за рубежом, чем в своей стране. Девиз «синего движения» — «Человек — творец», т. е. гомо-фабер. Суть — в раскрытии творческих способностей человека и реализации его потенциала. Для этого существует специальная методика, насчитывающая свыше ста способов повышения творческой активности. Буров их знает и понимает, что бы дало распространение «синего движения». Да, это то самое пресловутое «новое мышление», но ведь мы никогда не станем другими — богатыми и счастливыми, если не изменим свои привькший к стандартам и стереотипам мозг. Мы не используем и десятой доли того, что в нас заложено, да и не умеем. И как важно (именно сейчас!) обучать этому везде: в школах, в училищах, в институтах…
Но сколько ни ходил Сергей Вячеславович к своему начальству — увы! Он хотел создать новую кафедру — «Основы инженерного творчества», его хвалили, говорили, что дело полезное, поднимется престиж профессии, но как ты думаешь штат, часы набрать и т. д.
Воспрянул, когда узнал, что горсовет одобрил создание фонда для научных разработок, но на деле вышло, что этот фонд стал заниматься… распространением и продажей информации, которая поступает сюда из-за рубежа и по другим каналам. «Ха-ха!», — сказал себе Буров, представив, сколько интересной и нужной информации скопилось только у него (одного местного изобретателя) под сукном.
Куда теперь идти? В ВОИР? Нет, данная организация только посредник, сам сидящий на бюджете. Пообивал он пороги у «Сталкера», но, обойдя всех заместителей, вдохновить их «синим движением» не смог и к Владимиру Ляпину не попал.
Конечно, проще было смириться, тем более, что кроме «синего движения» есть еще куча других идей. Впрочем, в нашей стране изобретатель никогда не был богатым и уважаемым человеком.
Говорят, где-то на столе у президента ждет подписи указ о льготном налогообложении предприятий, внедряющих новое. Взмахнет Президент пером—и тогда уже не изобретатель, побежит по инстанциям, а за ним гоняться будут… Но покуда придет сие светлое времечко, немало загрязненных вод утечет из Двины.
Кроме того, не будем забывать, что Сергей Вячеславович — преподаватель, и развитие творческих способностей молодежи для него сегодня самое важное. Поэтому он объявил в АЛТИ об открытии факультатива. Пришло двое студентов, остался один и… защитил диплом изобретением лесозаготовительной машины, идея которой родилась с подсказки педагога. А в педуниверейтете на индустриально-педагогическом факультете после его, буровских, лекций по теме «Творчество» от студентов посыпалось столько интересных предложений, что хоть патентное бюро открывай. Фантазировали, в основном, девчонки, они как-то лучше и быстрее ребят открылись. И вот передо мной наглядный результат— папки с творческими работами четверокурсников. Оригинальный тазик для купания малыша с выдавленной на стенке игрушкой, цветным дном, встроенным термометром и специальным наклоном для стиральной доски на случай, если придется устроить детские постирушки. Хитрая дверь с различными сигнальными устройствами, шкафам и прочим — ни один грабитель не войдет, не то что хозяин. Бутылочка для кормления ребенка в виде игрушки с автономным подогревом. Складная ванная, термос — как маленький завод… На папках рукою преподавателя выведена высшая оценка — «человек-творец».
Жить надеждой свойственно каждому. Только слишком горько, когда твои надежды, сулившие вот-вот превратиться в реальность, оказываются пустыми. Сергею Вячеславовичу и такое пришлось пережить. Помните, с чем он пришел в редакцию? Да-да, с красивым дипломом красного цвета, полученным на аукционе идей.
— Собственно говоря, нас обманули. Знаете, как я обрадовался, когда прочел: «Гандвикбанк» умеет ценить интеллект. Мы воплотим ваши грезы о спонсоре!». Но идеи, которые были посланы на аукцион его участниками, так и остались нереализованными. Лишь несколько идей были отмечены, в том числе и две мои по 10 тысяч рублей, остальные сгинули, хотя бы опубликовали их где-нибудь, что ли, в сборнике… Странно все как-то и обидно.
Конечно, можно сослаться, что те 500 идей, присланных на аукцион, были не настолько хороши, чтобы взяться за их немедленную реализацию, спонсоризацию и т. п., но и обида Бурова понятна. Ведь изобретатели — люди, основательно придавленные системой, им никто никогда нигде ничего не обещал, а тут — радужные перспективы… Никоим образом не хочу, в свою очередь, обидеть уважаемый Банк, просто хочу предостеречь от возможных в дальнейшем подобных накладок: не слишком щедро рассыпайте посулы, ничего нет хуже досады от лопнувшей надежды.
Хотя Буров от своей «голубой» (точнее уж—«синей») мечты отказываться не спешит, он надеется, что центр, сочетающий в себе бизнес и творчество, в Архангельске рано или поздно будет. Но лучше, если пораньше…
— Разве такой центр не нужен тем же городским предприятиям? Вон фабрика деревянной игрушки—кто ее продукцию покупает? Многие из боязни банкротства ищут, что бы такое выпускать, что будет пользоваться несомненным спросом. А в центре мы решили бы эту проблему.
Разве тем же брокерам не важно быстро и верно выбрать то или иное, чтобы заключить сделку себе не в убыток? Но это же основа творчества — как правильно принять решение. Мы бы обучили их этому. Оформление патентов, авторских свидетельств, товарных знаков, продажа чертежей, разработка и создание опытных партий новинок (правда, тут уже требуются экспериментальные участки, а это — деньги). Но они же оправдаются! Кстати, такие центры уже есть в Мурманске, Петрозаводске.
А экологические проблемы? Собрать группу специалистов разного профиля, провести «мозговую атаку» — глядишь, и дело бы пошло… А использование интеллекта инвалидов? Их на работу никуда не берут, но творческие задачи, если голова в порядке, они в центре еще как выполняли бы и зарабатывали при этом.
А дети? Почему я уповаю на Поморский педагогический университет? Ведь если обучить сотню будущих учителей хотя бы десяти методам творчества, они, разъехавшись по области, привлекут к этому тысячу своих учеников! Начинать учить, конечно же, надо с малолетства. Если педагог заронит вовремя в своих воспитанниках творческое зерно, Ломоносовыми Россия будет обеспечена.
А курсы, консультации: допустим, кому-то работа не по душе, неурядицы в доме, а ему…
Сергей Вячеславович Буров, по-моему, увлекся. Что сделаешь, такой уж он человек, сам говорит, что голова его занята новыми идеями все 24 часа в сутки, и глаза, убедилась, всегда горят в поисках нового познания. Но сколько рядом пустых глаз и ничем не занятых голов? По Бурову, они просто не знают того, на что способны. Необходим только человек рядом, который зажжет в них неугасимый огонек творчества. Человек-творец.
Я полагаю, таков и есть сам Буров, и, верно, от его искрящихся глаз зажжется в душах предполагаемых спонсоров нешуточный огонь. Если они, конечно, пораскинув своими облагороженными творчеством умами, поймут, что это выгодно не только, в первую очередь, им, но и всему обществу. Которое, ох, как нуждается в переменах к лучшему. А какое оно будет, светлое, будущее, без человека-творца?
Газета «Волна» 2005г.
Людмила Ашиток