С. В. Буров (основатель нашей компании) периодически проводит исследования на тему того, как креативное мышление у будущих специалистов влияет на уровень их профподготовки.
«Огромный поток информации в последние годы создает условия, при которых часть информации быстро стареет, другая часть остается невостребованной. Всё это ведет к тому, что накопление знаний в процессе обучения само по себе теряет ценность. Увеличение специальностей — это только количественное изменение. Сегодня необходим качественный скачок, который позволил бы подготовить настоящего специалиста, сформировать творческую личность, способную нестандартно мыслить, создавать новые виды продукции, вписываться в рыночные отношения и участвовать в научно-техническом прогрессе».
Примерно такую формулировку с поправкой на синонимы часто встречаю потом в его обоснованиях-исследованиях. Если перевести это на язык реальной жизни, то получается:
- Выпускник, покидая стены вуза с дипломом под мышкой, рискует заведомо «устареть» для своей должности. Вместе со знаниями, которые уже не пригодятся.
- Молодому специалисту приходится учиться дважды: один раз — ради документа о специальном или высшем образовании, второй — ради навыков (на рабочем месте).
- Нанимателю приходится тратить ресурсы на обучение молодого специалиста. Это затратно. Не каждый готов к этому.
- Треть выпускников (в лучшем случае) идут искать себя в иной специальности. То есть выбранная для них изначально оказывается ошибкой или пометкой об образовании. Только насколько в описанном случае образование соответствует госстандарту?
Подумаем логически: когда современный мир столь динамичен, мы обязаны успевать. За реалиями. Для этого мало заучить каноны. Нет, этого явно недостаточно.
Необходимо уметь самому открывать знания и тренироваться использовать их. При этом то и дело адаптируя их под то, чего требует рынок. Труда, в частности. Нужно изобретать, мыслить, создавать и приспосабливать. По сути, делать всё то, что приходит к выпускникам техвузов с опытом. От этого никуда не деться. Вот только развивать креативность правильнее хотя бы с учебного заведения. Тогда и выпускников будут ждать, а престижность профессии педагога станет более очевидной. Что привлечет новые ресурсы (умов, финансов) как в вузы, на предприятия, так и к отдельным людям.
Всего доброго!