Серия материалов Сергея Бурова в журнале «Дело» о методиках развития творческих способностей человека. Часть 1.
Каким будет образование XXI века? Несомненно, значительное влияние на образование будущего будут оказывать новые информационные технологии.
Например, уже сегодня многие люди приобретают навыки, овладевают профессиями и изучают иностранные языки посредством дистанционного обучения. Уникальный образовательный потенциал заложен в сети Internet, первый шаг в создании которой сделали как раз университеты.
Другой особенностью образования грядущего столетия станет его особое внимание к развитию творческих способностей, а также самообразование.
С этого номера мы начинаем публикацию серии материалов под общим названием «Азбука творчества». Вести ее будет уже известный читателям «Дела» Сергей Буров, преподающий в АГТУ курс творческой инженерии.
Сергей Буров еще и руководитель патентного бюро «АрхПатент». Он постоянно сталкивается с изобретателями и знает не понаслышке, что такое творческие способности. «АрхПатент» помогает новаторам юридически защитить их права. Для этого нужна регистрация патента на изобретение.
А теперь слово Сергею Бурову.
Как говорится в русской пословице: «Нужен не только ученый, но и смышленый». Из той же серии высказывание Гераклита: «Многознание уму не научает». Наш современник Евгений Евтушенко написал так: «Езжу, плаваю, летаю… Все куда-то тороплюсь. Книжки умные читаю, а умней не становлюсь…»
Я же убежден, что есть технология, психология или, другими словами, азбука творчества, позволяющая человеку становиться и умным, и смышленым.
Многим известен такой факт: КПД человека в среднем равен 4%. Для сравнения: коэффициент полезного действия паровоза — 5%. Вывод прост: человек, словно «доисторическая» машина, львиную долю своей работы совершает впустую.
Как поступили с паровозами, известно — заменили более эффективными машинами. С человеком так не поступишь, на свалку не отправишь… Поэтому есть только один выход — учиться использовать резервы собственного головного мозга.
Азбука творчества насчитывает более 100 методик. А знание и практическое использование хотя бы некоторых из них позволяют любому человеку достигать результатов, решать проблемы и прочее.
Так появляются идеи, которые меняют жизнь людей. И здорово, когда человек, который все придумал и довел до ума успевает оформить патент на изобретение. Но, к сожалению, бывает и так: прошла регистрация патента на изобретение, а настоящий автор даже не знает об этом.
Сегодня мы познакомимся с «методом тыка» и методом проб и ошибок.
Методом проб и ошибок первобытный человек создавал орудия труда: брал два камня и пытался заострить один из них. Если в процессе работы камни раскалывались, то приходилось их просто выбрасывать и приниматься за дело снова.
Удивительно, но именно этим методом пользуется и большинство современных людей… А суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов решения (идея отвергается, если оказывается неудачной, выдвигается новая и т. д.).
Сегодня многие люди, руководители в том числе, большинство вопросов решают исключительно «методом тыка». Взять хотя бы недавнее решение депутатов горсовета о повышении платы за проезд в транспорте. Прогнозируется ли, каков после этого решения будет объем перевозок пассажиров? Смогут ли горожане, и без того нищие, вынести новое бремя? Или в итоге придется искать другой выход?
Мое мнение такое: сегодня методом проб и ошибок пользоваться нельзя, особенно, если речь идет о живых людях. Говоря же наукообразно, данный метод имеет следующие недостатки:
- Теряется огромное количество времени и сил
- При решении любой задачи этим методом, невозможно определить направления движения, а также нет четких критериев пройденного пути
P.S. Если все же метод проб и ошибок вас чему-то научил или вдохновил на какое-то открытие, напишите нам, поделитесь своими соображениями.
А может вам пора обратиться в «АрхПатент» и оформить патент на изобретение?
В следующей статье мы расскажем о методе каталога.