Серия материалов Сергея Бурова в журнале «Дело» о методиках развития творческих способностей человека. Часть 2.
В этой статье Сергей Буров — руководитель патентного бюро «АрхПатент» — расскажет про «Метод каталога», который помогает развитию творческих способностей и его разновидности.
«АрхПатент» работает с новаторами и изобретателям, помогает им в юридическом поле. Патентный поиск, регистрация изобретения, его правовая охрана и многое другое — это то, чем занимается патентное бюро.
Впервые «Метод каталога» появился в 20-х годах XX века. Он был теоретически разработан и практически опробован профессором Берлинского университета Ф.Кунце.
Суть метода каталога состоит в том, что любая изобретательская задача содержит упоминание о каком-то механизме, устройстве или техническом прототипе, который необходимо усовершенствовать. Любая творческая задача предусматривает наличие какого-то объекта, который необходимо моделировать или изменить.
При обычном решении задач, в голове человека возникает прототип — объект в его исходном состоянии, это-то и сковывает мышление.
Попытки изменения прототипа, объекта или решения задачи — это топтание на месте. Психологически человек уже не может сделать шаг в сторону, его мышление приковано к привычному представлению о прототипе, объекте. Такие попытки решения задач приводят к неудачным вариантам, поверхностным решениям или уводят в сторону.
Ф.Кунце предложил прототип наделить искусственными, посторонними признаками. В этом состоит суть метода каталога. Как использовать этот метод? Для его реализации необходимо наугад открыть каталог (словарь, книгу, журнал и т.д.) и выбрать одно случайное слово, которое нужно «состыковать» с исходным прототипом так, чтобы от этого соединения получился новый ассоциат.
Потом можно найти второе случайное слово и повторить действия несколько раз: появятся новые решения задачи. Соединение прототипа со случайным объектом (слово должно относиться к какому-то объекту) иногда приводит к неожиданным решениям, так как удается преодолеть психологический барьер, который окружает прототип.
Этот метод очень простой и полностью осваивается после нескольких раз использования. Метод позволяет развивать воображение и фантазию, он широко используется художниками и писателями — фантастами.
В 50-е годы этот метод был усовершенствован американцем У.Вайтингом и получил другое название — метод фокального объекта (прототип как бы находится в фокусе от линий, соединяющих его со свойствами случайных слов).
В 70-е годы метод каталога был еще раз усовершенствован. Г.Буш (г.Рига) предложил современную модификацию метода — метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Однако эти методы имеют недостатки:
- они дают лишь простые сочетания и ассоциации, которые можно получить и не пользуясь методами
- отсутствуют правила отбора нужных сочетаний
- отсутствуют критерии оценки пройденного пути и выбора нужного направления движения мысли
Для иллюстраций и сравнения метода проб и ошибок и метода каталога рассмотрим пример. Как найти иголку в стоге сена? Метод проб и ошибок — это трудоемкая работа, слепой перебор; каждую травинку нужно прощупать и переложить в другое место. Когда все травинки будут проверены, то можно ожидать, что нам удастся найти иголку.
Метод каталога — случайный поиск в одном, другом, третьем месте. Если повезет, то мы сможем быстрее найти иголку. Но только, если повезет…
Существуют другие методы. Сообразительный читатель скажет, что можно сжечь стог и найти иголку. Другой предложит использовать магнит. И это правильно. Третий предложит просмотреть стог с помощью рентгеновских лучей. Возможны и другие варианты, которые позволят быстрее найти иголку в стоге сена. Этот пример показывает, что для решения задач существуют методы, которые значительно эффективней рассмотренных методов.
Дерзайте, жаждите идеи, позвольте себе творить!
Почему последнее десятилетие российской истории стало для большинства из нас «эпохой перемен к худшему»?
Может быть, потому что перемены к лучшему — это сумма созидательных, творческих усилий, которые мы когда-то не постарались сделать.
Упущенное время можно наверстать только в одном случае: если верить, что энтропия и прочие разрушительные процессы властны лишь над природой и человеческой плотью, но никогда не совладают с гениальностью и вдохновением!
Откройтесь изменениям, стремитесь испытать новое!
Станьте творцом, ведь это единственное, что делает нас подобием Божьим!
И, если вдохновение посетит вас, мы будем рады разделить вашу радость — радость изобретателя, радость первооткрывателя, радость того, кто привнес в этот мир нечто новое!
Итак, на этой странице мы готовы предоставить место любой, даже самой дерзкой и сумасшедшей, идее!
Условия?
Никаких условий, никаких формальностей, кроме одной: ваши проекты, рацпредложения и изобретения присылайте в патентное бюро «АрхПатент». А дальше мы поможем: регистрация изобретения, ее продление в дальнейшем и другие юридические процедуры.
Каждая наша встреча — это защита вашего бизнеса на 10-20 лет от конкурентов!