Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Сб-Вс с 10:00 до 15:00

Нажимая кнопку «Заказать консультацию», Вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Пожалуйста, оставьте свои контакты

Мы оперативно свяжемся с Вами для обсуждения интересующего Вас вопроса

Нажимая кнопку «Заказать консультацию», Вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Азбука творчества: метод каталога

Архпатент
12.02.2019
Азбука творчества: метод каталога

Серия материалов Сергея Бурова в журнале «Дело» о методиках развития творческих способностей человека. Часть 2.

В этой статье Сергей Буров — руководитель патентного бюро «АрхПатент» — расскажет про «Метод каталога», который помогает развитию творческих способностей и его разновидности.

«АрхПатент» работает с новаторами и изобретателям, помогает им в юридическом поле. Патентный поиск, регистрация изобретения, его правовая охрана и многое другое — это то, чем занимается патентное бюро.

Впервые «Метод каталога» появился в 20-х годах XX века. Он был тео­ретически разработан и практически опро­бован профессором Берлинского универси­тета Ф.Кунце.

Суть метода каталога состоит в том, что любая изобретательская задача со­держит упоминание о каком-то механизме, устройстве или техническом прототипе, ко­торый необходимо усовершенствовать. Любая творческая задача предусматривает наличие какого-то объекта, который необ­ходимо моделировать или изменить.

При обычном решении задач, в голове человека возникает прототип — объект в его исходном состоянии, это-то и сковывает мышление.

Попытки изменения прототипа, объекта или решения задачи это топтание на месте. Психологически человек уже не может сде­лать шаг в сторону, его мышление приковано к привычному представлению о прототипе, объекте. Такие попытки решения задач приводят к неудачным ва­риантам, поверхност­ным решениям или уво­дят в сторону.

Ф.Кунце предложил прототип наделить ис­кусственными, посто­ронними признаками. В этом состоит суть мето­да каталога. Как исполь­зовать этот метод? Для его реализации необхо­димо наугад открыть ка­талог (словарь, книгу, журнал и т.д.) и выбрать одно случайное слово, которое нужно «состыко­вать» с исходным прототипом так, чтобы от этого соединения получился новый ассоциат.

Потом можно найти второе случайное слово и повторить действия несколько раз: появятся новые ре­шения задачи. Соединение прототипа со слу­чайным объектом (слово должно относиться к какому-то объекту) иногда приводит к нео­жиданным решениям, так как удается преодо­леть психологический барьер, который окру­жает прототип.

Этот метод очень простой и полностью осваивается после нескольких раз использования. Метод позволяет развивать воображение и фантазию, он широко используется художниками и писателями — фантастами.

В 50-е годы этот метод был усовершен­ствован американцем У.Вайтингом и получил другое название  метод фокального объекта (прототип как бы находится в фокусе от линий, соединяющих его со свойствами случай­ных слов).

В 70-е годы метод каталога был еще раз усовершенствован. Г.Буш (г.Рига) предложил современную модификацию метода метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Однако эти методы имеют недостатки:

  • они дают лишь простые сочетания и ассоциации, которые можно получить и не пользу­ясь методами
  • отсутствуют правила отбора нужных сочетаний
  • отсутствуют критерии оценки пройденного пути и выбора нужного направления движения мысли

Для иллюстраций и сравнения метода проб и ошибок и метода каталога рассмотрим при­мер. Как найти иголку в стоге сена? Метод проб и ошибок — это трудоемкая работа, сле­пой перебор; каждую травинку нужно прощу­пать и переложить в другое место. Когда все травинки будут проверены, то можно ожи­дать, что нам удастся найти иголку.

Метод каталога — случайный поиск в од­ном, другом, третьем месте. Если повезет, то мы сможем быстрее найти иголку. Но толь­ко, если повезет…

Существуют другие методы. Сообрази­тельный читатель скажет, что можно сжечь стог и найти иголку. Другой предложит использовать магнит. И это правильно. Третий предложит просмотреть стог с помощью рен­тгеновских лучей. Возможны и другие варианты, которые позволят быстрее найти игол­ку в стоге сена. Этот пример показывает, что для решения задач существуют методы, ко­торые значительно эффективней рассмотренных методов.

Дерзайте, жаждите идеи, позвольте себе творить!

Почему последнее десятилетие российской истории стало для боль­шинства из нас «эпохой перемен к худшему»?

Может быть, потому что переме­ны к лучшему — это сумма созида­тельных, творческих усилий, кото­рые мы когда-то не постарались сде­лать.

Упущенное время можно навер­стать только в одном случае: если верить, что энтропия и прочие раз­рушительные процессы властны лишь над природой и человеческой плотью, но никогда не совладают с гениальностью и вдохновением!

Откройтесь изменениям, стремитесь испытать новое!

Станьте творцом, ведь это единственное, что делает нас подобием Божьим!

И, если вдохновение посетит вас, мы будем рады разделить вашу ра­дость — радость изобретателя, радость первооткрывателя, радость того, кто привнес в этот мир нечто новое!

Итак, на этой странице мы готовы предоставить место любой, даже самой дерзкой и сумасшедшей, идее!

Условия?

Никаких условий, никаких формаль­ностей, кроме одной: ваши проекты, рац­предложения и изобретения присылайте в патентное бюро «АрхПатент». А дальше мы поможем: регистрация изобретения, ее продление в дальнейшем и другие юридические процедуры.

Каждая наша встреча — это защита вашего бизнеса на 10-20 лет от конкурентов!